Векторизация печатных плат

Для того, чтобы внести изменения в топологический рисунок, или просто изготовить копию печатной платы, не обязательно иметь ее электронные чертежи. Система Phiplastic позволяет преобразовать изображение печатной платы в векторный формат, пригодный для импорта в CAD/CAM-системы. Имеются следующие два метода восстановления чертежей печатной платы:

  • автоматическая аппроксимация полигонами (решение Gold);
  • автоматизированная аппроксимация линиями, контактными площадками и другими графическими примитивами (решение Vector).
Векторизация полигонами
Векторизация линиями и контактными площадками

Первый метод дешевле и практически полностью автоматизирован, но полигонов не всегда бывает достаточно. Второй метод обеспечивает полноценную векторизацию рисунка печатной платы адекватными графическими примитивами. Недостатком второго метода являются более высокие временные затраты на выполнение преобразования. Тем не менее, решение Vector существенно упрощает этот процесс за счет следующих возможностей:

  • первоначальная векторизация выполняется автоматически, пользователю остается только откорректировать ее результаты;
  • количество ручной работы обратно пропорционально качеству изображения, в частности, при наличии фотошаблонов ручные операции сводятся к минимуму;
  • автоматизирован процесс поиска различий векторной модели и исходного изображения (решения Inspection и Gold);
  • автоматизированы следующие операции:
    • выбор оптимальных размеров и положения графических примитивов;
    • выбор минимально достаточного перечня апертур;
    • устранение наклона платы;
    • применение координатных сеток;
    • центровка графических примитивов;
    • совмещение слоев (число слоев не ограничено);
  • все операции редактирования топологии выполняются на фоне изображения реальной платы;
  • векторизации можно подвергать плату на любой цвето-контрастной стадии (решение Color);
  • пользователю предоставляется набор мощных и эргономичных инструментов, оптимизированных для решения типичных задач векторизации;

Иногда плата векторизуется с целью некоторой заранее известной доработки. В таких случаях можно применять смешанную векторизацию: основная часть топологии быстро и автоматически преобразуется в полигоны, а участки, требующие доработки, векторизуются полноценным образом. Затем проект дорабатывается в специализированной CAM-системе, либо непосредственно в Phiplastic, после чего плата выпускается в производство. Доработка проекта непосредственно в редакторе Phiplastic оправдана во многих практических случаях, т.к. мощность встроенного редактора сопоставима с известными CAM-системами.

Независимо от используемого метода векторизации, важнейшим критерием качества результата является точность полученной векторной топологии. Для повышения точности и устранения систематической погрешности сканера применяется тот же метод геометрической калибровки, который используется в системах контроля Phiplastic. В результате точность получаемой топологии сопоставима с размером пиксела в используемом разрешении.

Решения Inspection и Gold позволяют автоматически сравнить результат векторизации с исходным изображением, что минимизирует влияние человеческого фактора.

См. также: другие стадии производства печатных плат, на которых применяются системы Phiplastic.

PCB Vectoring

In order to make changes in wiring, or simply make a PCB copy, there's no need to have its electronic drawings. Phiplastic system allows converting of PCB image into a vectorial format suitable for importing into CAD/CAM-systems. There are two methods to restore the drawings of the PCB:

  • automated approximation by polygons (Gold);
  • automated approximation by lines, pads and other graphics primitives (Vector).
Polygons vectoring
Lines and pads vectoring

The first method is cheaper and almost fully automated, but the polygons are not always enough. The second method provides a complete vectorial picture of the PCB with adequate graphics primitives. The disadvantage of the second method is the higher time costs to make transformation. Nevertheless, Vector simplifies this process by the following possibilities:

  • the initial vectoring is performed automatically, the user is only to correct the results;
  • manual work is inversely proportional to image quality, particularly if there are photomasks, then manual operations are minimized;
  • automated process of finding differences in the vector model and the original image (Inspection and Gold);
  • the following operations are automated:
    • selection of the optimal size and position of graphic primitives;
    • selection of minimally adequate set of apertures;
    • elimination of the board tilt;
    • use of grids;
    • centering of graphics primitives;
    • overlapping of layers (the number of layers is unlimited);
  • all edit operations are performed on the background of a real PCB image;
  • vectoring can be applied to PCB at any color-contrast stage (Color solution);
  • the user is provided with powerful and ergonomic tools that are optimized for common vectoring tasks;

Sometimes PCB vectoring is done for some specific improvement. In such cases it is possible to use mixed vectoring: the bulk of the topology is quickly and automatically converted to polygons, and areas requiring improvement are vectorized in completely. Then the project is edited in a specialized CAM-system, either directly in Phiplastic, and the board is released to production. PCB improvement directly in Phiplastic is better in many practical cases, because powerful built-in editor is comparable to the known CAM-systems.

Regardless of the vectoring method, the most important quality criterion is the accuracy of the vectorial image. The same geometric calibration, which is used in Phiplastic inspection systems, allows improving accuracy and eliminating systematic scanner errors. As a result, the image accuracy is comparable to the pixel size in the scanner resolution.

Inspection and Gold solutions automate comparison of vectoring result with the original image that minimizes the human factor.

See also: other stages in the PCB production, where Phiplastic systems are used.